Александр Амиров относится к той редкой категории спортивных деятелей Петербурга, которые одновременно достигли больших высот и в своей спортивной карьере, и в педагогике, и даже в судействе. На днях заслуженный тренер России представил свою книгу «Приводя себя в движенье».
Блокада стала сущим адом
За свою славную биографию Амиров становился сначала мастером спорта по борьбе самбо, затем судьей всесоюзной категории, а потом получил почетные звания заслуженного тренера и заслуженного учителя России.
Последний титул особенно важен для Александра Шахназаровича, ведь своим подопечным он никогда не казался суровым диктатором, а всегда был старшим товарищем, а иногда и просто дядей Шурой.Будучи тренером, он воспитал более двадцати мастеров спорта.
Среди его учеников чемпион мира Михаил Ножилов, заслуженный тренер СССР и заслуженный мастер спорта Александр Абрамов, заслуженный тренер России Виктор Горлов, победители и призеры многих турниров Валерий Разов, Олег Яковлев, Вадим Руковков, Василий Белов и другие.
Есть в этой богатой коллекции и медаль, которой он особенно гордится.
В 2000 году Амиров получил бронзовую награду первенства России… по баскетболу среди женщин. Александр Шахназарович несколько лет проработал тренером по физической подготовке в команде «Волна».
Лучшими друзьями 82-летнего педагога были Вячеслав Платонов, Юрий Портных, Владимир Кондрашин, Александр Белов, Станислав Гельчинский.
Надо ли говорить, что интересные и увлекательные рассказы дяди Шуры о своей долгой жизни так и просились на бумагу. Однако годы шли, а мемуары Амирова оставались неизданными.
И вот наконец эта несправедливость была устранена. Вышла в свет автобиографическая повесть Амирова «Приводя себя в движенье». Не спешите искать опечатку в заголовке и утверждать, что правильно пишется «движенИе».
По правилам русского языка так и надо, но название книги — это цитата из замечательного стихотворения поэтессы Анны Кудашевой, где слово «движенЬе» начертано именно по-авторски.
Большое место в новой книге занимают воспоминания о детстве, которое пришлось на трудные военные годы.
«Сказать, что ленинградская блокада была сущим адом, значит не сказать ничего… — пишет Александр Шахназарович. — Хлеба становилось в городе все меньше и меньше, нормы урезались. Продуктов в нашем доме вообще не осталось. Кушать было почти нечего.
Однажды в булочной, куда мы с братом Вовой пришли отоварить карточки, я стал свидетелем драматичного случая. Молодой парень выхватил у женщины этот стограммовый кусочек и тут же, запихав себе в рот, стал судорожно жевать. И тут женщина закричала на всю булочную: “Только не бейте его! Только не бейте“. Ведь толпа, что находилась в магазине, могла серьезно поколотить этого парня. Но даже в такое жуткое время ленинградцы не переставали быть людьми».
Грамота с портретами Ленина и Сталина
С особым юмором и удовольствием Амиров вспоминает о своих первых шагах в большом спорте:
«Самое первое участие в официальном соревновании у меня состоялось в 1954 году. Это было первенство центрального клуба “Трудовые резервы“ по борьбе самбо. Победителям вручалась красивая почетная грамота с портретами Ленина и Сталина.
В моем весе (а это 60 кг) наряду со всеми боролся чемпион Ленинграда Сережа Смирнов. У него тогда был уже первый разряд, почти мастер спорта. А у меня — ничего. Меня называли “дворник“, то есть парень со двора.
Но по ходу турнира я выигрывал у одного борца за другим.
Оставалась одна схватка — как раз с этим чемпионом города Смирновым.
Судейское жюри, готовившее награды, заранее заполнило “какому-то Амирову“ грамоту за… 3-е место.
А я взял и выиграл у чемпиона! Мой друг Сашка Никифоров, наблюдавший за моими поединками, после моей победы побежал в судейскую комнату разбираться.
И разобрался! На моей первой в жизни награде самбиста рядом с фамилией и именем слова “3-е место“ стерты, а поверх поставлено: “1-е место“.
С этой грамотой я почти не расставался, чуть ли не в кровать с ней ложился».
Дружба с Кондрашиным
На страницах автобиографии с особой теплотой Амиров повествует о Владимире Петровиче Кондрашине.
«Я познакомился с ним в 1954 году, когда я уже был студентом Ленинградского физкультурного техникума, а Володя, хоть он и был старше меня, только поступил туда.
Оба мы играли в баскетбол за наше училище. А к 70-м годам мое знакомство с Кондрашиным уже переросло в идеальные товарищеские отношения. Наша крепкая дружба объяснялась и тем, что мы оба были из военного детства.
Петрович с особой грустью рассказывал, что, когда началась Великая Отечественная война, его отец Петр Васильеввич ушел на фронт, а мать с ним и двумя сестрами осталась в Ленинграде.
Кондрашиным несказанно повезло, так как в их доме располагалась Пушкинская баня, которую в то время отдали под нужды солдат и офицеров. А если работала баня, то в доме были относительно теплые батареи. На них дети и грелись в морозы, прижимаясь к радиаторам всем телом.
Как и многим блокадникам, Володе пришлось отведать на вкус столярный клей. Гораздо большим счастьем были капустные листья, оставшиеся на полях после сбора урожая, которые паренек собирал за городом…»
Интересные истории из книги можно пересказывать без конца, но все таки будет лучше, если болельщики сами прочитают биографию заслуженного тренера Александра Амирова «Приводя себя в движенье»…
Источник: http://www.sportsdaily.ru