Не каждый петербургский футболист способен похвалиться личным знакомством с самим Роберто Карлосом. Воспитанник местного «Локомотива» Дмитрий Иванов, побывавший в «Смене», «Динамо» СПб, «Петротресте» и даже на просмотре в «Руси», видел великого бразильца вживую, когда играл в «Анжи».
Но жить воспоминаниями Иванову некогда — его «Факел» вовсю борется за выход в премьер-лигу. На данный момент отставание воронежской команды от «Тосно» составляет 9 очков. Накануне сегодняшней встречи с конкурентами 29-летний защитник воронежцев ответил на вопросы «Спорта День за Днем».Казаченок разглядел потенциал
Незадолго игры с «Тосно» Дмитрий слег с температурой, так что первым делом корреспондент «Спорта День за Днем» поинтересовался его здоровьем.
— Сейчас уже все в порядке, — сразу отметил Иванов. — Тренируюсь, отлично себя чувствую. Не пропущу игру с «Тосно»!
— Матч с «Тосно» — последний шанс зацепиться за прямой выход в премьер-лигу?
— Матч действительно важный, тем более, в первом круге мы проиграли (1:3). Надо реабилитироваться в Воронеже. Для болельщиков игра точно будет интересной.
— Насколько «Факел» готов к премьер-лиге?
— Футболисты у нас собраны амбициозные, мы все хотим сыграть в премьер-лиге. Конечно, стоит еще прибавить в инфраструктуре. Но мы в любом случае играем исключительно на победу. Никто не скажет, что «Факел» не готов. Желание есть и делаем для этого все возможное. А как получится в итоге, покажет время.
— Вы начинали в питерском «Локомотиве». Как удалось оттуда вырваться в профессиональный футбол?
— Я выпускник детско-юношеской школы «Локомотива», был у тренера Анатолия Димитропуло. Потом пошел на просмотр в дубль «Петротреста». Там забил в товарищеской игре три гола. Это было на глазах тогдашнего главного тренера первой команды Владимира Казаченка. Он позвал меня на просмотр в «основу». Народу было там много, но я ему приглянулся и, можно сказать, чудом из детско-юношеской школы попал сразу в первую лигу.
— Вы играли опорника. Как же три мяча забили?
— В том матче и вовсе меня не должно было быть. Заболел правый полузащитник, меня туда поставили. И я три мяча забил! Игра была товарищеская, конечно. Но Казаченок, видимо, разглядел потенциал.
— Сейчас вы сменили амплуа…
— Три последних года, что я играл в астраханском «Волгаре», меня использовали как защитника. Привык к этому амплуа, наверное, даже увереннее себя чувствую. В «Факел» переходил как защитник, но приходится порой и по ходу игры менять опорную зону на центр обороны, иногда даже в обратную сторону.
Стал капитаном в 19 лет
— Как же перешли в «Петротрест»? В 2005 году с финансами у клуба было все плохо.
— На тот момент мне это было совсем неважно. Зарплата маленькая была, но я и без нее готов был играть. Попал в профессиональную команду! Условия, наверное, были не самые лучшие, у остальных ребят тоже. Но, кстати, все вовремя платили. Остаться в первом дивизионе у нас, к сожалению, не получилось — команда была молодая, возможно, опыта не хватило. «Петротрест» заработал повышение в классе неожиданно. До последнего было неясно, будет ли команда играть в первой лиге. Собирали игроков по просмотрам. В какой-то мере не хватило сыгранности, не было лидеров.
— На себя лидерство брать не пробовали?
— Мне 18 лет было. Нереально.
— В том сезоне пропустили больше сотни мячей. Не подумывали, что пора закончить с футболом?
— Нет. Конечно, каждое поражение переживаешь, как первое. Но таких мыслей ни у кого не возникало, все старались. Хотелось развиваться, прибавлять, доказывать.
— Рассказывали, что в то время в «Петротресте» экономили на всем. Чуть ли не «Дошираком» кормили…
— Честно, не помню такого. Хотя, возможно, молодой был, не думал, что что-то ненормальное вокруг происходит (смеется). На игры летали на самолетах, по крайней мере.
— На следующий сезон во второй лиге игра лучше не стала?
— Ушло много ребят. Остались совсем молодые, из детско-юношеских школ. Меня, 19-летнего на тот момент, капитаном сделали. Стартовали-то мы неплохо. А потом результат пропал. В середине сезона пришли более опытные футболисты, и игра более-менее выровнялась.
— В 2007 году у «Петротреста» появились деньги. Клуб переименовали в «Динамо».
— Появились деньги? На себе я этого не почувствовал (смеется). Зарплата, по-моему, осталась такой же.
— Поэтому решили уйти?
— Нет, хотелось карьерного роста. Ездил на просмотры — хотел попасть в команду повыше уровнем. И вот появился вариант с «Ростовом».
— Помимо «Ростова» куда ездили?
— В Набережные Челны, где КАМАЗ Юрий Газзаев тренировал. В Нальчик, тогда местный «Спартак» еще в премьер-лиге играл с Юрием Красножаном. Но не срослось.
Мое место занял Гацкан
— В «Зенит» не пытались попасть?
— Я учился в «Смене». Но меня отчислили. А в дубль набирали в основном своих.
— Можно подробнее?
— В 9-м классе было дело. Я — самый маленький в команде. Как известно, в таком возрасте обращают внимание на физические кондиции. Никто не знал, что в «Локомотиве» за год я подтянусь больше, чем на 10 сантиметров (смеется).
— Часто рассказывают такие истории. Правильно ли, что в детско-юношеских школах так обращают внимание на физические кондиции? Федор Черенков, даже когда стал профессионалом, не отличался ростом.
— Никогда не угадаешь. Футбол — большой спорт. Здесь «физика» необходима. Если невысоких ребят и набирают в команды, то у них должна быть отличная техника или скорость. Хотя зачастую те, кого природа одаривает физическими данными, в итоге не становятся классными игроками.
— В «Ростове» в 2008-м вы работали с Олегом Долматовым. Правда, что он зациклен на тактике?
— Ну не совсем так. Да, у него были подробные разборы соперников, своей игры. Но я работал с Гаджи Гаджиевым, тот не меньше внимания уделяет тактике, так что у Долматова все в меру.
— Олег Васильевич — знатный футболист. Показывал какие-то приемы?
— Все-таки возраст уже (смеется). Старался на словах объяснять, как следует обращаться с мячом, какое решение принимать.
— В «Ростове» вы полгода всего отыграли. Почему ушли?
— К концу первого круга набрал хорошую форму, играл всегда в составе. А в перерыве, когда практически понятно было, что «Ростов» выйдет в премьер-лигу, начали набирать футболистов под «вышку». Александр Гацкан тогда пришел, еще пара югославов. Я был молод, тренеры думали, что не смогу бороться за место в составе.Подошли, честно сказали, что претензий нет, но, если я хочу играть, придется уйти в аренду…
— …в «Анжи»?
— Был еще вариант с подольским «Витязем». Но «Анжи» в тот момент ставил более высокие цели. Махачкалинцы шли на 3-4 месте в первой лиге.
С Роберто Карлосом можно играть
— Тогда еще никто не слышал о Сулеймане Керимове и приезде в Россию Роберто Карлоса и Самуэля Это’о?
— Разумеется. Много воды с тех пор утекло, никто не подумал бы даже об этом.
— Каково было услышать, что в команду перешел Карлос?
— Это было любопытно. Звезды мирового футбола… В турнирном вопросе игроки воспринимают приход больших денег в клуб положительно. Но это же значит, что они займут чьи-то места. Так что двоякое ощущение.
— Научил ли вас чему-то бразилец?
— Главное — они такие же люди. Да, Роберто Карлос выиграл чемпионат мира, Лигу чемпионов, но вот он — с такими же руками и ногами. У него есть талант, но с ним можно играть, можно выигрывать у него мяч. Это для меня стало главным психологическим потрясением. Понял, что если постоянно работать, можно достичь больших целей.
— Карлосу было 38 лет, когда он перешел в «Анжи». Неужели интересно было еще играть в футбол в таком возрасте?
— Конечно, больше его брали для развития клуба. Нужно было привлечь внимание к бренду «Анжи». Но техника у него все равно шедевральная, это все осталось! Физические данные были уже не те. Но он приехал и сделал имя «Анжи», а клуб в какой-то мере помог ему. В том числе и финансово, это исключать глупо.
— Каким-то бразильским финтами обучил игроков?
— Да ничего сверхъестественного там не было (смеется). На носу мяч не носил, жонглировал в своем стиле. В тренировочном процессе тоже работал наравне со всеми, выше других себя не ставил.
— С Это’о так же?
— С ним мы разминулись. Когда он пришел, я уже ушел. Даже не видел его.
— Как согласились на переход из премьер-лиги во вторую лигу в «Дагдизель»?
— Опять же, пришли звезды — им нужно было место. Я к началу чемпионата набрал хорошую форму, на сборах забивал и «Зениту» (2:3) в Кубке России (2011 год). Но моего лучшего друга Михаила Помецко, который тоже играл за «Анжи»,отправили в «Дагдизель». Его поставили перед фактом — надо уходить в аренду, потому что звезды пришли. Я тоже перестал попадать в заявку и, учитывая, что Миша уходит, пошел к генеральному директору Герману Чистякову. Подумал, если тренер рассчитывает на меня, то не отпустят… Меня, в итоге, отпустили. Хотя, наверное, так было лучше.
— В «Дагдизеле» чувствовали, что на голову всех сильнее?
— Не сказать, что такая невероятная разница. Во второй и первой лигах больше борьбы. Даже если ты приходишь с премьер-лиги, лишь поначалу выделяешься. Но из-за большого количества борьбы сравниваешься со всеми. В тот момент меня травмы мучали. В «Дагдизеле» отыграл немного и решил, что раз оказался во второй лиге, то возьмусь за здоровье. Если бы я остался в «Анжи» наверняка терпел бы, играл через боль. Получилось, что сделал несколько шагов назад в своей карьере, но теперь снова стремлюсь наверх.
— Не могу не спросить: были «договорняки» в карьере?
— Думаю, все ответят на такой вопрос «нет». Возможно, они и есть. Но, наверное, мне повезло в таких играх не участвовать.
Видео с Газзаевым снимал не я
— Расскажите о втором приходе в «Петротрест».
— Я же почти полтора года не играл — лечился. Со спиной были проблемы, но искали не там. Когда поправился, пошел на просмотр в «Русь». Меня должны были брать, но на просмотре меня увидел Николай Государенков — спортивный директор «Петротреста». Он тренировал команду, когда она еще в первой лиге была. Государенков позвонил мне: «Дима! Почему в “Русь”?! Почему не к нам?!» У меня не было знакомых в клубе, проситься было не к кому. Тренировал «Петротрест» Леонид Ткаченко, мы с ним пересекались в клубе, но он никогда на меня не рассчитывал. Государенков повел меня к нему, Ткаченко меня узнал и помог. Он прямо сказал, что, может, не буду играть, но на полгода контракт мне предложили. Собственно, видение Ткаченко за то время не изменилось, я сыграл одну минуту за полгода (смеется). Но все равно благодарен ему, ведь я полноценно тренировался, получал деньги, смог набрать форму и кормить семью. После чего отправился на просмотр в «Волгарь».
— В Астрахани смогли полноценно возобновить карьеру?
— Сначала никак не мог найти команду. Позвонил Юрию Фарзуновичу Газзаеву: «Да, Дима, рад тебя слышать. Но, к сожалению, мы уже набрали игроков в опорную зону», — он меня знал по просмотру КАМАЗе, и когда против «Крыльев Советов» играл, разговаривал с ним. Пришлось ему сказать, что я и центральным защитником могу играть. Хотя, справедливости ради, и в «Анжи» играл там иногда, и на тренировках часто. Вот так, со второй лиги начал свое восхождение.
— Не рассказывали, что можете и на фланге полузащиты играть?
— На тех позициях тоже хватало игроков. В «Волгаре» только раз за три года сыграл «опорного», всегда только защитника.
— Не так давно в сети появилось видео с установкой Юрия Газзаева в перерыве матча со «СКА-Энергией». Видели?
— Да я присутствовал тогда в раздевалке (смеется).
— Так это вы снимали?
— Ни в коем случае! На видео, кстати, видно мой нос немного. У меня есть алиби (улыбается).
— Что чувствовали в тот момент?
— Это просто эмоции. Тренер обязан быть иногда жестким. Мы и сами понимали, что провалили ту игру. В такие моменты абстрагируешься, думаешь о себе, об игре, мат этот и не слышишь даже. Конечно, это не должно было вылиться в свет. Плохо, что это все увидели, это внутрикомандное.
— Для Газзаева это нормальное поведение?
— Нет, Юрий Фарзунович — спокойный человек. Понятно, что ему присущи эмоции. Да и бывают моменты, когда команду надо встряхнуть, вроде того матча с Хабаровском. Но это не на постоянной основе.
— Сейчас даже на «Матч ТВ» в передаче «Культ Тура» с главным тренером «Томи» Валерием Петраковым заключили сделку, что за каждое грубое слово, сказанное во время матча, он жертвует в благотворительный фонд тысячу рублей. Футбол без мата — реально?
— Не скажу, что мат нужен игре. Иногда, конечно, бывает, вырвется что-то. В мужском кругу еще можно, но футбол смотрят дети, девушки, это некрасиво. Надо стараться себя контролировать.
— В моем детстве в команде тренер не избегал «красного словца»…
— В юном возрасте, на самом деле, иногда и крика достаточно. Порой могут так накричать, что и без мата достаточно, мало не покажется.
Пусть болельщики приходят на стадион
— «Волгарь» попал в «стыки» в прошлом сезоне. Почему решили уйти?
— Было понятно, что руководство не собирается ставить задачу по выходу в премьер-лигу. Ходили слухи об урезании бюджета. Предложения лидирующим игрокам стали поступать, слышали, что и тренер может смениться. На фоне таких слухов невольно задумываешься об уходе. Мне предложили перейти в «Факел» — подумал, все взвесил и поехал.
— В зарплате на повышение пошли?
— Совсем нет. Но деньги и не были главным фактором в переходе. С главным тренером Павлом Пантелеевичем Гусевым я был знаком еще по «Петротресту». Воронеж — футбольный город. Команда собиралась побороться за «стыки». К тому же, мне было интересно попробовать себя в другом стиле. «Волгарь» строит игру от обороны, в «Факеле» же больше атакуют, защитная линия располагается высоко.
— В премьер-лигу больше не звали?
— Нет. С «Анжи» я так низко свалился, что только сейчас голову поднимаю.
— В матче с московским «Динамо» большая драка фанатов приключилась. В какой момент игры заметили, что на трибунах что-то не то происходит?
— Быстро все произошло. Обратили внимание, когда судья, увидев, остановил игру. Там уже по беговой дорожке болельщики бежали.
— Страшновато в такой момент находиться на поле? Игроки ведь не защищены.
— Ну нам точно страшно не было. В Воронеже ведь играли. Наших больше было (смеется). Но футболистов, как правило, не трогают. Фанаты между собой разбираются только.
— В матче «Зенит» — «Динамо» в 2014 году динамовцу Владимиру Гранату все-таки досталось…
— Нет, надо быть, конечно, начеку (смеется).
— Но своих фанатов вы не боитесь?
— Мы ими очень довольны, всегда прекрасно поддерживают нас. Футболистам их бояться не надо, вряд ли что-то до них дойдет. Максимум выяснят свои разногласия с фанатами других команд.
— Болельщики обычно встречаются с командой, разговаривают. Как часто такое в Воронеже было?
— В этом сезоне только раз это было. Но я в это время работал в тренажерном зале. Опять же они пожелали удачи, успехов.
— Не с претензиями?
— Результаты тогда были неважные. Но никто не спрашивал с нас: «Почему так?» Впереди были важные игры, а фанаты хотели поддержать лишний раз, пожелали побед.
— Значит, лучше всегда переживающие за свою команду болельщики, способные при случае и высказать в лицо, чем безразличные?
— Согласен. Футбол — спектакль, шоу. Пусть они будут эмоциональными, пусть приходят на стадион. Без болельщиков футбол — не тот.
— Надеюсь, вы это не сказали не потому, что они вам устроят, если вы что-то не так скажете?
— Нет-нет, ничего подобного. Если что, я быстро бегаю (смеется).
Мечтаю попасть в сборную
— Чувствуете, что могли в карьере что-то поменять в лучшую сторону?
— Если так случилось, значит, так надо. Хотелось бы и сейчас играть в премьер-лиге. Но, зная свои трудности, зная, как с детства все складывалось, не могу жаловаться. Мне еще 29 лет, уверен, у меня все еще впереди.
— Вы признавались, что хотели бы играть в Петербурге. В «Зените» оказаться не мечтаете?
— Почему? Я и в сборную еще мечтаю попасть однажды (смеется). Это нормально. Нет смысла заниматься футболом, если не хочешь быть или стать лучшим.
— Петербургское «Динамо» планирует в этом сезоне выйти в ФНЛ. Верите, что клуб обретет, наконец-то, стабильность?
— Столько всего повидал, стараюсь не загадывать. Пока, сколько ни пытались, сколько я там был, ничего не выходило. Буду рад, если появится еще одна питерская команда в премьер-лиге. И ребятам петербургским стало бы проще выбиться в свет. Все это возможно. Если уж Роберто Карлос приехал в «Анжи», то ничего исключать нельзя (смеется)!
— Что о «Тосно» думаете?
— Тоже считаю команду питерской. Отличные шансы выйти в премьер-лигу. Было бы здорово увидеть в «вышке» областное дерби. Если честно, когда клуб «Тосно» только создавался, было настороженное чувство. Сам не раз бывал в Тосно, ездил туда на электричке и, конечно, не мог представить, что там появится такая команда! Но со временем клуб и его руководство доказали свои серьезные намерения! Много слышал о собственнике Борисе Пайкине, который вкладывает очень много сил и средств в свое детище. Знаю, что он любит футбол и очень хочет видеть «Тосно» в премьер-лиге. В свое время видел академию «Краснодара» и был под огромным впечатлением! Поэтому если и в Петербурге есть человек, готовый вкладываться в футбол, развивать инфраструктуру, а, быть может, со временем и построить свой стадион, это замечательно. Поэтому отношение к этой команде только положительное!
|В тему
Лучший в отборах
Несмотря на то, что начинал карьеру Дмитрий Иванов в качестве полузащитника и только в «Волгаре» полноценно перешел на игру центральным защитником, за три года игры под руководством Юрия Газзаева футболист многому научился и справедливо считается игроком «основы» в «Факеле». По средним статистическим данным, предоставленным аналитической программой InstatScout, 29-летний Иванов практически не уступает лучшим защитникам лиги. Воспитанник «Петротреста» чаще вступает в отбор (4 раза за матч) и чаще выигрывает (64%). Среди тех, кто отыграл так же много, как и Иванов, только Тимур Тебердиев («Спартак-Нальчик») смог незначительно превзойти этот результат. При этом более мастистые и крепкие Дмитрий Белоруков («Динамо» М) и Раде Дугалич («Тосно») и вовсе уступили в показателе, хотя считаются в InstatScout лучшими центрбеками. Тосненский защитник — абсолютный лидер ФНЛ по количеству единоборств за игру (23,5), но и 14 попыток борьбы за мяч при 63% удачных — неплохой результат для Иванова, чей рост — 182 см. У Белорукова при 192 см роста —15 единоборств (61%), у высоченного Игоря Армаша из «Кубани» — 16 (70%). Самое главное — Иванов не боится борьбы и всегда готов оттеснить соперника от мяча, что наверняка прочувствуют на себе уже сегодня тосненские нападающие.
Статистика
2005-2006 — «Петротрест» — 44 матча (8 голов)
2007 — «Динамо» СПб — 2
2008 — «Ростов» — 15 (1)
2008-2011 — «Анжи» — 25 (1)
2011 — «Дагдизель» — 8 (2)
2012 — «Петротрест» — 1
2013-2016 — «Волгарь» — 84 (5)
2016 — «Факел» — 14 (1).
Источник: http://www.sportsdaily.ru