Очередной, 67-й, сезон Формулы-1 завершен. В 2016-м снова уверенно доминировал “Мерседес”. За 19 уикендов “Серебряные стрелы” упускали инициативу лишь дважды. Барселону запорола излишняя агрессивность собственных пилотов – Гран-при закончилось для Хэмилтона и Росберга двойным сходом. Второй раз парней из Брэкли подвела техника – в Малайзии Хэм сходит, Нико едва финиширует третьим.
Гран-при Японии принесло англо-немецкому концерну досрочную победу: за 4 этапа до конца сезона “Мерседес” стал трехкратным обладателем Кубка Конструкторов (2014, 2015, 2016).После этого Льюис и Нико оформили два дубля в США и Мексике, не оставив и шанса на титул кому-либо еще. В этот уикенд в Яс-Марине дуэль “Мерсов”, чья дружба, а затем вражда, начались в далеком детстве, достигла пика: Нико Росберг стал новым чемпионом, заменив на посту Льюиса Хэмилтона. После десятилетий борьбы, переросшей в настоящую вражду, бросков кепками и титулов Льюиса Нико обошел напарника, заставив Экклстоуна проглотить фразу “Для маркетинга Ф-1 Льюис – лучший чемпион, чем Росберг”. Немец воспринял чемпионство весьма сдержанно. А Льюис стал чаще повторять, что он больше не видит гонку центром своей жизни и хотел бы переключиться на музыку. Ситуация похожа на ситуацию между Лаудой и Хантом: Никки после первого титула продолжил победоносную карьеру, а Джеймс, став чемпионом, потерял интерес к Королевским гонкам. Ну а пока “Мерседес” мчал вперед, в мире Ф-1 происходило много чего интересного.
“Хаас”. Последняя американская команда в Ф-1 участвовала в 1986 году и называлась “Хаас Лола”, в честь основателя Карла Хааса. Она заработала 6 очков и запомнилась только частыми сходами. После 37 сезона команды из США в паддоке не видели, пока спустя 30 лет другой Хаас, однофамилец Карла, Джин, не пришел с “Хаас Рэйсинг”. 67-летний бизнесмен был знаком с автоспортом: его команда несколько лет успешно выступала в сериях NASCAR и “Индикар”. Хаас быстро понял, что на самостоятельный успех в мире Ф-1 уйдут годы, и нашел сильного союзника – “Феррари”. Ребята из Маранелло согласились продать американцам прошлогодние разработки, что дало плоды уже в первых гонках: в Австралии, Бахрейне и России Ромен Грожан стабильно “парковался” в очковой зоне. Правда, вторую половину сезона “Хаас” стабильно подводила техника, и оба болида плелись в конце пелотона. Джину нужно решительно пересмотреть стратегию, если он хочет остаться в Формуле. Но в целом попытка неплоха.
Основателю “Хаас Лола” не хватило каких-то месяцев, чтобы узреть, как его мечту исполняет другой Хаас – 29 июня 2016 года Карл Хаас скончался от болезни Альцгеймера в возрасте 86 лет.
Ультрамягкость. В 2016-м “Пирелли” представила новый состав шин – “Ультрасофт”. Это более мягкий и менее “долгоживущий” состав сликов. Как говорят в “Пирелли”, “ультрасофт” будет использоваться только на городских трассах. К слову, окрас ободков новых покрышек фиолетовый – цвет, которым подчеркивается лучшее время круга. “Мы видим, что в Монако или Сингапуре уровень износа слишком мал, – объяснил глава “Пирелли” Пол Хэмбри. – Машины почти не скользят. Изменения, которые мы внесем, должны повысить темпы износа. Какие-то еще изменения вносить поздно, тем более машины в будущем году станут быстрее. Они прибавляют каждый год”. Также британец сообщил, что “ультрасофт” несет в себе эффект “срыва”: после определенного количества кругов шины будут подвержены существенной деградации. Это заставит проводить больше пит-стопов и даст варианты в тактике на уикенд.
“Маруся” в “Манор”. Думать, что “Манор” появилась в Ф-1 в этом году – ошибка. “Манор Рэйсинг” основал Джон Бут в 1990 году, но право на выступление в высшей формульной серии она получила лишь в 2009-м. В 2010-м в паддоке должна была появиться “Манор Гран-при” на основе команды Ф-3 “Манор Моторспорт”. Однако экстравагантный миллиардер Ричард Брэнсон, чья корпорация годом ранее спонсировала команду Ф-1 “Браун”, решил обзавестись собственной командой. Брэнсон купил “Манор”, переименовав ее в “Вирджин Рэйсинг”.
Когда в 2012 году Брэнсону надоело “играться с машинками”, акции “Вирджин” выкупила “Маруся Моторс” не менее одиозного россиянина Николая Фоменко. Но история “Маруси” не была светлой: молодой Жуль Бьянки в 2014-м в Японии попал в аварию, которая стала смертельной. Тест-пилот Мария де Вильота на тренировках также попала в аварию, лишившую ее глаза. “Маруся” Фоменко набрала кредитов на 100 млн евро и самоликвидировалась. В 2015 году “бесхозная” команда выступала как “Манор-Маруся”, с английской лицензией и “клиентскими” двигателями “Феррари”. В этом сезоне уже просто “Манор” ехала обычно в конце пелотона. Хотя для такой крохотной (в сравнении с “гигантами” “Мерседес” и “Феррари”) команды результаты все равно неплохи.
Ход быков. Единственный представитель России в пелотоне Даниил Квят, тогда еще боевой пилот “Ред Булл”, на домашнем Гран-при сильно “начудил”: дважды ударил сзади “Феррари” Феттеля и стал причиной серии аварий. В кругу фанатов первомайские промахи пилота стали называть “Эффектом Квята”. Сам Даниил после Сочи и ряда других погрешностей подвергся жесткой критике, и руководство “Быков” приняло беспрецедентное решение: Квят переходит обратно в “Торо Россо”, а его место займет 18-летний голландец “ТР” Макс Ферстаппен, впоследствии одна из самых неоднозначных фигур в паддоке. Многие пилоты встали на защиту Квята, но Кристиан Хорнер был непреклонен. Официально это было сделано с целью “ослабить давление на Квята, а также разрядить напряженные отношения между Ферстаппеном и его напарником по команде Карлосом Сайнсом”.
“Безумный Макс”. Феномен юного голландца Ферстаппена не остался незамеченным. За рулем боевого авто “Быков” он умудрился выиграть первую же гонку в Испании. Макс – потомственный гонщик: его отец Йос был пилотом Ф-1, а мать Софи Кюмпмен – успешная бельгийская картингистка. Благодаря лазейке в правилах ФИА, которую вскоре закрыли, Макс получил суперлицензию в 16 (!) лет. Его талант, характер, воспитание и связи отца привели к тому, что юный пилот слегка зазнался, как отмечают его коллеги по паддоку. Ферстаппен на трассе начал задираться с пилотами “Феррари”: сперва была серия инцидентов с Райкконеном, после чего он несколько раз сцепился с Феттелем. Оба гонщика “Скудерии” были недовольны стилем вождения голландца. И с каждым разом пилот отвечал все наглее и наглее. Пиком стал инцидент в Мексике, где Макс по ошибке срезал поворот и должен был отдать Феттелю позицию, но не сделал этого, нарушив регламент и вызвав бурю эмоций у Себа. Макс приехал третьим, но в комнате для взвешиваний был уведомлен о штрафе на 5 секунд, и в зачете занял 5-е место, пропуская вперед Феттеля и партнера по команде Риккардо. Кубок достался Себу, но ненадолго. Спустя пару часов стюарды решили, что Феттель тоже нарушал в борьбе с Риккардо и должен быть оштрафован на 10 секунд. Бронзовая награда сменила владельца второй раз за ночь, уйдя к Даниэлю. “Феррари” направила запрос в ФИА для разбирательства, но после заседания стюардов с представителями “Феррари” и “Ред Булл” оно было отклонено.
Вторая династия. Титул Росберга создал новую, вторую династию чемпионов в мире Ф-1. Отец Нико, Кеке, стал чемпионом 1982 года. До этого единственной семьей чемпионов были британцы Хиллы – Грэм (1962, 1968) и его сын Дэймон (1996). “Думаю, это самый сложный сезон в истории, борьба шла до финиша, – заявил счастливый Кеке. – В следующем году Нико станет сильнее, как становились сильнее все гонщики, выиграв титул. Так было с Дженсоном Баттоном и со мной”.
Автор: Иван Коренев
Источник: http://sport.segodnya.ua